Главная
norge
новости сайта
история
культура
традиции
викинги
язык
словарик
разговорники
королевство
норвегия сегодня
саамы
и ещё о саамах
культура саамов
история саамов
cаамы сегодня
Новости UDI
нью
деньги
моя норвегия
территория
статистика
100 лет
bazar
скандинавия
шпицберген
нобелевская премия
линки
Новости
Персонал
Гостевая
Контактная информация
 
  • Моя Казань
  • Портал развлечений
  • Подпишись на рассылку НОРВЕГИЯ
    E-mail:
    Сервис почтовых рассылок Russisk-Norsk
    E-mail:
    norsk.narod.ru
    Rambler's Top100
    UKSUS DATA GRUPPEN
    Rambler's Top100
    Caplex.no
    Телевидение
    Радио
    Курсы английского языкаКурсы английского языка on-line
    MultiKulti.Ru
    MSKD.RU - DownloaD - Ссылки на бесплатный и полезный Софт. Архив бесплатных, разнообразных, прикольных Игр. Большая Коллекция красивых русско-английских шрифтов. Скины для Winamp и др. Обзор программ и игр для скачивания. Подборка прикольных картинок. Каталог сайтов...

    история саамов

    История саамов.

    Территория проживания саамов простирается от Северной Норвегии и Швеци) через северные области Финляндии до самого Кольского полуострова, принадлежащего России, т. е. так называемая Лапландия представляет собой огромную территорию протяжённостью примерно 1 500-2 000 км и шириной от 200 до 400 км (общей площадью около 400 тыс. км2). Численность лапландцев оценивается при мерно в 70-80 тыс. чел., из которых более половины говорит на своём древнем язык". унаследованном от предков. Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается 10 разных диалектов, между которыми образовались такие большие различия, что их можно считать отдельными языками. У шести из них имеются собственные литературные языки. Что касается образа жизни саамов, большая их часть занимается домашним оленеводством, земледелием и рыболовством. К настоящему времени почти повсеместно они являются национальным меньшинством.

    Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов. поскольку саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку основе, но антропологически саамы относятся к другому типу (уральский тип. лаппаноидная группа), чем прибалтийско-финские народы, говорящие на языках находящихся к ним в наиболее близком родстве, которые главным образом имеют балтийский тип. Для разрешения этого противоречия, начиная с прошлого века было выдвинуто много гипотез. Саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) население археологической культуры комша и финно-угорского по своим корням населения проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тыс до н. э. Предположительно в 1500-1000-х гг. до и. э. начинается отделение прото-саамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и скотоводов, в то время как предки саамов на территории Карелии и Финляндии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии. Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния воедино многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов,

    Саамский язык в последующие несколько тысячелетий контактировал с прибатийско-финскими языками, в первую очередь с финским, а затем со скандинавским. языками и с русским.

    Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов, самое позднее в течение I тыс. н. э., постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана и добрались до территорий своего нынешнего проживания. Одновременно они начали переходить к разведению одомашненных северных оленей, но значительной степени этот процесс достигает только к XVI в.

    При составлении краткого очерка истории саамов следует упомянуть, что этот народ - дитя природы, долго сохранявший свои традиционный образ жизни, не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, которая представляла собой постоянную борьбу с силами природы.

    Их история в течение последних полутора тысячелетий представляет собой, с одной стороны, медленное отступление под натиском других народов, а с другой стороны, поскольку саамы не создали своего самостоятельного государства, их история является составной частью истории наций и народов, имеющих свою государственность (норвежцев, шведов, финнов, русских), в которых важная роль отводится обложению саамов данью.

    Греческий историк Пифей в 325 г. до н. э., вероятно, упоминает их, когда пишет о живущем далеко на севере народе финнов (pinnai). В своём труде "Германия" [Gcrniania) 98 г. и. э. Тацит, говоря о народе фениев (fi'nni), по всей видимости, описывает повседневную жизнь древних саамов и, не расточая особых похвал, изображает их весьма диким народом. В IX в. викинг Халогаланди Оттар упоминает о них в рассказе о Кольском полуострове (terj'inns). В русских летописях они впервые упоминаются под 1000 г. ("лонь"). В конце XII в. датчанин Саксон Грамматик называет саамов искусными лучниками и лыжниками, а также магами и предсказателями.

    Название саамов lapp появляется в шведском языке в XII в. и получено, возможно, от викингов, употреблявших его в своих' поселениях в окрестностях Ладожского озера. Ранее ими использовался этноним "финны" (jinn).

    Обложение саамов регулярной данью начинается в большей мере с IX в., когда норвежский конунг предоставил своим приближенным право собирать с саамов дань и торговать с ними. Помимо норвежцев, саамов облагали данью шведы, финны, карелы и русские. Часто бывало так, что за данью, с самого начала состоявшей из пушнины и рыбы. приходили сразу несколько сборщиков. Безжалостное обложение данью, а также продвижение на север норвежских, шведских и финских крестьян оставляло саамам всё меньше земель, пригодных для ведения привычного им образа жизни п хозяйства, и они уходили на ещё не обжитые территории. Шведский король уже в середине XI V в. пообещал освободить от уплаты податей тех своих подданных, которые переселятся в Лапландию. То же самое повторилось во второй половине XVII в. при Карле XI.

    Право собирать дань короли часто отдавали на откуп своим присным. В Швеции такой порядок был отменён при Густаве I Вазе, и, начиная с этого времени, налоги поступали непосредственно в государственную казну. Право собирать подати с саамов от карел сначала перешло к Новгороду, затем, с конца XV в., к Москве. Обложение данью Лапландии являлось международным вопросом, который фигурировал в мирных договорах по окончании войн.

    Необходимым условием оленеводства являлось то, что саамы кочевали с места i место, перегоняя стада оленей с зимних пастбищ на летние. Практически перехо. через государственные границы ничто не препятствовало. Основу саамского общества составляла общность семей (siida), которые объединялись на принципах совместного владения землей, дававшей им средства для существования. Земли выделялась по семьям или по родам.

    Обращение в православную веру начались с XI п.. но сбор дани шёл гораздо успешнее, нежели распространение новой веры, так как значительное количеств саамов жило на землях, недоступных для большинства других народов. На западны окраинах их владений с XVI в. строятся лютеранские церкви, в то время как и Кольском полуострове и на близлежащих землях в XV в XVI в. основывались прав" славные монастыри, которые закрепощали живших неподалёку саамов, а таки часто присваивали лучшие места для ловли рыбы и охотничьи угодья. Православие медленно распространялось среди саамов, и даже в XIX в. среди них ещё встречала приверженцы шаманизма.

    Саамы, ставшие подданными Русского государства с 1764 считались государственными крестьянами, но им вменялось в обязанность также содержать монастыри. После отмены крепостного права в 1861 г. саамы часто становились жертвами торговцев и заимодавцев. Начиная со второй половины XIX в. саамов, так же как североамериканских индейцев, в целях подкупа и обмана всё чаще спаивали алкоголем.

    На территориях саамов, находившихся дальше к западу, начиная с 40-х гг. XI' века, все больше сторонников приобретало пуританское движение норвежского священника Л. Л. Лестаднуса, которое вплоть до наших дней пользуется большей популярностью в северных странах. В 1852 г. группой саамов, выступивших требованием запретить продажу алкоголя, в норвежском городе Каутокенно был убит владелец лавки спиртных напитков и подожжены сама лавка, дом священника и полицейский участок. Это практически единственное в саамской истории выступление, выражавшее протест, было жестоко подавлено. Двоих бунтовщиков казнили, семеро из них умерли в заключении.

    Первая книга на саамском языке, представляющая собой карманный молитвеник. была издана в 1619 г., за ней в 1633 г. последовал катехизис. В 1755 г. вновь увидел свет Новый Завет на саамском языке, а в 1811 г. - полный текст Библии.

    Жившие южнее современной Ланландии саамы в XVI-XV111 вв. постепенно accмилировались с другими народами. В середине XVIII в. в Швеции новый размах приобрело движение финских и шведских переселенцев, которое загоняло традиционный хозяйственный уклад саамов во всё более тесные рамки, видя, среди прочих причин, ко всё большему обнищанию саамского населения. К середине XIX и положение саамского языка в Швеции было подорвано настолько, что многие сочли излишним сохранять его и дальше. Одной из целей школьных реформ, по-видимому было достижение шведизации, т. е. шведской гегемонии, чему весьма эффективно помогало превращение шведского в язык повседневного общения. В начале XX в. официальная государственная политика изменилась, правительство больше не настаивало на насильственном проведении цивилизаторской программы, но саамское общество к тому времени уже неотвратимо шло к своему распаду.

    В Норвегии с конца XVIII в. начинает усиливаться ассимиляционная политика, которая к концу XIX в. официально ставит задачей норвегизацию-превалирование норвежского языка и культуры. Появились первые законы, открыто направленные на достижение ассимиляции.

    Появление большого числа новых поселений изменило межнациональные пропорции. Значительное количество норвежских посёлков было основано в первую очередь в приграничных районах. До 1905 г. была создана система учреждений, мероприятий и выработаны формы норвегизации. Например, в начале XX в. землю в собственность мог приобрести лишь тот, кто имел норвежское имя и владел норвежским языком. Меры в сфере образования, нацеленные на полную ассимиляцию саамов, действовали вплоть до окончания второй мировой войны и некоторое время после неё. В Финляндии также проявились различные формы финнизации, пусть и не выраженные так явно, как на вышеназванных территориях.

    На Кольском полуострове, стратегическое значение которого постепенно снизилось после Северной войны (1700-1721 гг.), с 1868 г. для обеспечения безопасности границ селили русских, которым не запрещалось вести торговую и предпринимательскую деятельность. Саамам также пообещали привилегии, если они оставят свой кочевой образ жизни. Вытеснение старого хозяйственного уклада способствовало заключению смешанных браков и обрусению. С 1924 г. советская власть создавала сельсоветы и колхозы, начались репрессии в отношении объявленных кулаками крестьян, зимние пастбища у саамов отобрали, организовав взамен новые центральные усадьбы колхозов. Колоссальные территории были отданы тяжёлой промышленности и армии.

    В сфере народного просвещения тем не менее имел место некоторый прогресс, распространялась грамотность. В 1933 г. для саамов был выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики, который затем в 1937г. был внезапно запрещён и отменён. В 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ. После второй мировой войны процесс обрусения ускорился, чему способствовали перестройка хозяйственного уклада и смена образа жизни. Среди коренного населения (саамов) наблюдается большой процент безработицы, алкоголизм стал подлинным бедствием для народа. Промышленные отходы, кислотные дожди и тяжелые металлы в выпадающих метеорологических осадках делают жизнь местного населения все более бесперспективной. В 1989 г. в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2% говорило на родном языке. В настоящее время в расписании начальных классов осталось несколько часов саамского языка. В 1980-е гг. был возрождён со данный в 30-х гг. литературный язык, но уже на основе кириллицы.

    В Норвегии в начале XX в. появились первые организации саамов, которые боролись против дискриминационного земельного законодательства и политики норвегизации.

    Осенью 1944 г. в рамках советско-финского договора о прекращении боевых действий финны атаковали отступавшие немецкие войска, которые в отместку сожгли почти всю Лапландию. Одновременно православные саамы Кольского полуострова (Скольтские саамы) переселились в Финляндию, так как не хотели становиться подданным СССР после изменения послевоенных границ.

    После второй мировой войны в Финляндии и обеих скандинавских странах положение саамов улучшилось, и параллельно с этим, главным образом начиная 60-х гг., возросло национальное самосознание саамов. В 1950-51 гг. в Норвегии Швеции был создан единый саамский литературный язык.

    С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России. В 1974 г. был основан Саамский институт. В o6eих скандинавских странах и Финляндии работает отдельный Саамский парламент (или Народное собрание). В 90-х гг. появились законы о языке, которые в определена Степени придают саамскому языку статус государственного. В 1986 г. саамская конференция утвердила саамский национальный флаг и гимн и правила их использования. В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- телепередачи. С 1976 г. саамы являются членами Всемирного совета коренных и, родов (WC1P).

     Copyright © nordnorsk@narod.ru 
  • Коллекции, коллекционеры
  • Тотализатор
  • Коллекции, коллекционеры
  • Зоны Интернета
  • Боевые искусства
  • История