Главная
norge
новости сайта
история
культура
традиции
викинги
язык
словарик
разговорники
королевство
норвегия сегодня
саамы
Новости UDI
нью
фритьоф нансен
композиторы
тур хейердал
кнут гамсун
эдвард григ
ещё
писатели
художники
деньги
моя норвегия
территория
статистика
100 лет
bazar
скандинавия
шпицберген
нобелевская премия
линки
Новости
Персонал
Гостевая
Контактная информация
 
  • Моя Казань
  • Портал развлечений
  • Подпишись на рассылку НОРВЕГИЯ
    E-mail:
    Сервис почтовых рассылок Russisk-Norsk
    E-mail:
    norsk.narod.ru
    Rambler's Top100
    UKSUS DATA GRUPPEN
    Rambler's Top100
    Caplex.no
    Телевидение
    Радио
    Курсы английского языкаКурсы английского языка on-line
    MultiKulti.Ru
    MSKD.RU - DownloaD - Ссылки на бесплатный и полезный Софт. Архив бесплатных, разнообразных, прикольных Игр. Большая Коллекция красивых русско-английских шрифтов. Скины для Winamp и др. Обзор программ и игр для скачивания. Подборка прикольных картинок. Каталог сайтов...

    кнут гамсун

     

      

    Кнут Гамсун (1859-1952)

    - на службе слов


    Кнут Гамсун родился 4 августа 1859 года в Гармо, отдаленной горной деревушке на западном берегу Вогованнет. Умер на своей усадьбе Норхольм около Гримстада в ночь на 19 февраля 1952 года. Жизнь длиною в 92 года и 6 месяцев охватила период от лошадей и двуколок до атомного века. Жизнь, полная волнений и осложнений, но в то же время полная значения. И самое главное: жизнь на службе слов.

    Ларс Фруде Ларсен
    ______________________________________________________________________


    Пожалуй, может возникнуть вопрос, - что же проходит красной нитью по этой жизни, что объединяет все отдельные события в осмысленный узор. Кто-то может сократить этот жизненный марафон до 100-метрового нацистского спринта. С помощью такого ключа некоторые пытаются разгадать 'загадку Кнута Гамсуна'. Но этот ключ совершенно бесполезен. Он не подходит к замку. Единственное, что остается тому, кто стремится понять Гамсуна и его творения - так это понять его отношение к словам. Вы никогда не поймете писателя Кнута Гамсуна, если будете придерживаться той точки зрения, что он писал свои книги либо, служа определенной идеологии, либо чтобы заработать на жизнь. Или считая, что побудительной причиной его творчества было желание развлечь своих сограждан интересными историями. В основе лежало не моральное негодование или долг. И не тщеславие или социальные амбиции - решающую роль сыграло желание находиться в центре внимания, стать знаменитостью. Все эти факторы, возможно, сыграли определенную роль в 'выборе' Гамсуном своей профессиональной карьеры; может быть, имели то или иное значение в разные периоды его карьеры. Но ни один из них не сыграл решающей роли в его писательской судьбе. Скорее не сам Гамсун выбирал свою писательскую профессию, сколько чувствовал себя 'избранным' для нее. Он подчинялся внутренней необходимости, велению, что судило ему или осудило его на вечный писательский труд. Вряд ли в истории норвежской литературы найдется более удачное применение понятия 'литературное призвание', чем в случае с Гамсуном.

    Способность к творчеству, писательскому труду, имело для Гамсуна решающее значение, была его альфой и омегой. В одном из своих писем Оскар Уайлд писал, что 'для художника единственной и самой высшей формой проявления жизни есть возможность найти верное выражение, выразить то, чем он живет'. Для Гамсуна, так же как и для Уайлда, писательский труд был своего рода доказательством того, что он жив.

    С ранней юности он интересовался тайной жизнью слов и языка и их выразительными возможностями. В одной из статей 1888 года, два года спустя после успеха 'Голода', он писал: 'Язык должен чувствовать всю музыкальную шкалу. Писатель всегда, в любом случае, должен найти живое слово, что создает образ, и которое своей точностью пронзит мою душу. Слово может превратиться в цвет, звук, запах. Задачи писателя сделать так, чтобы слово заработало, а не было бы бесполезным (:) Слова должны неистовствовать, низвергаться как водопад. Нужно не только знать, что обозначает слово, но познать его магическую силу (:) Слово имеет более низкие и высокие тона, у него есть призвуки:'

    Пастор писателя, Кристофер Янсон, знавший Гамсуна в юности, писал, что он никогда не встречал человека, 'который так страдал за эстетическую красоту, как он (:) Он мог прыгать от радости и целый день носиться с оригинальным, характерным прилагательным, найденным в книге или придуманным им самим.'

    Марие Гамсун, жена писателя, с которой он прожил более 40 лет, пишет в своей книге воспоминаний 'Радуга' (1953) о том, какие страдания испытывала вся семья, когда Кнут 'вынашивал' свои книги, и у него что-то не получалось. Пока продолжались 'родовые схватки', он был бесконечно раздражителен и несчастен. Сколько раз он обещал близким и самому себе, что если только эта книга получится, то она будет последней. Но, к сожалению, - или к счастью, как скажут поклонники его талант словесника, этому обещанию так и не суждено было сбыться.

    Выйдя замуж за Гамсуна, Марие не переставала удивляться, слыша бесконечные жалобы мужа на нелегкий труд писателя. Но Марие быстро поняла, в чем дело. Достаточно оскорбительно высказываясь о 'писательстве', Гамсун только в нем и находил настоящую радость. Марие пишет: 'К атмосфере, необходимой ему для истинного счастья, относилась и моя любовь. Но я поняла, что когда работа не двигалась, ничто не могло привести его в равновесие. Счастье, что я, вероятно, дарила ему, было только средством, но никак не целью'.

    Решающее значение имела или невозможность писать! 'Что ж, посмотрим, что я заслужил - жизнь, смерть или гниение', - писал он в одном из писем домой, Марии. Она осталась с детьми в Норхольме. А Гамсун, собрав свои письменные принадлежности, уехал в Кристиансанд, в гостиницу 'Эрнст', чтобы поработать в тиши и покое.

    Когда Гамсуну было три года, семья переехала в Хамарёй в Нурланде. Семья кормилась крестьянским трудом, немного ремеслом - отец Гамсуна был портным. Кнут был четвертым ребенком; всего в семье было семеро детей.

    Уже в 17-18-летнем возрасте Гамсун пробует свои силы как писатель. В 1877 году в Тромсё выходит 'Загадочный'. Год спустя в Будё издается 'Снабженец'. Гамсун издает также большое стихотворение-повествование 'Встреча' (1878) . Произведения, которые молодой и полный надежд подросток наверняка считал первыми значительными работами в начале долгой карьеры писателя оказались, на самом деле, весьма незначительными в его творчестве - быстро прошедшей 'мини литературной карьерой'. Сегодня юношеские произведения имеют значение только для литературоведов. Рядовому читателю может быть интересен тот факт, что и Гамсун писал когда-то шероховатым, полным клише языком.

    Окрыленный успехом дома, Гамсун в 1879 выезжает в большой мир, везя в чемодане одно из своих 'значительных произведений' - крестьянскую повесть 'Фрида'. Поездка осуществилась благодаря щедрой денежной помощи состоятельного купца Эрасмуса Зала из Кьеррингёй. Несколько месяцев спустя, после бесплодных попыток издать повесть в Копенгагене, в издательстве 'Йилльдендаль', разочарованный Гамсун возвращается в Кристианию.

    Далее последовали долгие десять лет испытаний, Гамсун вел скитальческий и беспокойный образ жизни, пробовал себя во многих профессиях. Был два раза в Америке (в 1882-84 и 1886-88гг.), где занимался крестьянским трудом, работал подручным в магазине, кондуктором трамвая (в Чикаго) и докладчиком. Он занимался самыми разнообразными вещами, но одно было для него постоянным: тяга к литературному творчеству! Если он был недоволен написанным, мог в ярости разорвать в клочки то, что с большим напряжением было написано в свободные минуты днем раньше. Гамсун так и не смог навсегда отложить бумагу и карандаш. Литературный труд был для него отдушиной в холодном и материалистичном мире, что вечно вынуждал его трудиться, не покладая рук, добывая средства к существованию.

    Осенью 1888, наконец, показался первый луч света в длинной череде будней. После второго - и на этот раз окончательного возвращения из Америки - Гамсун анонимно публикует в датском журнале 'Ню юрь' произведение под названием 'Голод'. Оно привлекло к себе внимание оригинальным содержанием и необычной манерой письма. Вышедшая под тем же названием в 1890 году книга принесла Гамсуну литературный успех. Через два года после выхода 'Голода' в свет, книга была переведена на немецкий и русский языки.

    В 1890-е гг. Гамсун издает целый ряд произведений, укрепивших за ним известность, как за одним из молодых и самых многообещающих писателей страны. В таких романах как 'Мистерии' (1892), 'Пан' (1894) и 'Виктория' он блестящим языком описал переживания и невзгоды разных людей.

    Он пробовал себя и в драматическом жанре, но с меньшим успехом, чем в эпическом. Сила Гамсуна проявилась больше в характеристиках и описаниях, чем в драматическом действии, постоянно находящемся в развитии. Поэтому в драме ему не сопутствовал успех. Из шести написанных им пьес самой удачной оказалась, вероятно, 'Игра жизни' (1896). В ней наиболее ярко проявились черты 'фантастической пьесы' (еще до Стринберга). Гамсун не раз критически отзывался о драме как виде искусства. В статье от 1890 года он пишет, что драматический писатель не может быть 'проницательным психологом'. 'Впрочем, меня интересуют не пьесы', - доверялся он одной из своих поклонниц, - 'а только деньги, что можно за них получить'.

    После неудачной женитьбы (на Берлиот Бек, 1898-1906), Гамсун в 1909 году снова решил попробовать счастья в браке. Марие Андерсен (родилась в 1881г.) - стала его спутницей жизни и осталась ею до конца, несмотря на определенные сложности после Второй мировой войны. Марие, молодая и многообещающая актриса, познакомившись с Гамсуном, оставила свою карьеру и уехала с ним в деревню на Хамарёй, где писатель провел детство. Они купили усадьбу, решив, вести крестьянский образ жизни; теперь Гамсун мог всецело посвятить себя творчеству. Через несколько лет Гамсун, к огорчению Марии решил, что Хамарёй ему не подходит, и они переехали на юг, в Ларвик.

    В 1918 году супруги купили Норхольм - старую, довольно запущенную усадьбу между Лиллесандом и Гримстадом. Прекрасно отремонтировали господский дом, возвели новые постройки: стало, будто больше земли. В своей 'писательской хижине', недалеко от усадьбы, Гамсун мог в тишине и покое отдаваться литературному творчеству. Прошел период юношеского непостоянства, появился стержень, который невозможно было сломать. Чтобы творить, ему нередко приходилось уезжать.

    На рубеже веков Гамсун переходит от эгоцентрического романа к более широким социальным и культурно-историческим темам. После 'Детей времени' (1913) и 'Города Сегельфос' (1915), в которых описывалась северо-норвежская действительность, он издает 'Соки земли' (1917). А три года спустя, получает за это произведение Нобелевскую премию. Гамсун несет весть миру, находящемуся в бедственном положении: обратитесь к земле и общечеловеческим ценностям. Об Исаке, главном герое книги, он пишет так: 'Он прост и душой и телом, настоящий земледелец. Пришелец из прошлого, определяющий будущее, один из первых земледельцев; девятисотлетний землепашец и в то же время современный человек'. Читатели Англии и Америки впервые обратили внимание на имя Гамсуна. Многие, более ранние его произведения, были переведены на английский язык. Однако в этих странах его произведения не пользовались таким успехом как, например, в Германии.

    В 1920-30-х гг. Кнут Гамсун достигает вершин своей популярности. Большими тиражами выходят написанные им в это время произведения, которые сразу переводятся на все большие языки мира. Одними из наиболее популярных становятся книги об искателе приключений и авантюристе Августе: 'Бродяги' (1927), 'Август' (1930) и 'А жизнь идет' (1933). К 70-летию писателя в 1929 году был выпущен юбилейный сборник с поздравлениями великому мастеру от известнейших писателей мира. В сборнике мы найдем имена Томаса Манна, Андре Гайда, Максима Горького, Джона Голсуорси и Х.Г. Уэллса.

    А на политическом горизонте собирались темные зловещие тучи. Захвативший в Германии власть Адольф Гитлер грозно бряцал оружием. Гамсун, друг Германии еще со времен кайзера, мировой войны и Веймарской республики, по-прежнему выражал пронемецкие симпатии. Особенно тяжелые годы начались тогда, когда немцы в 1940 году оккупировали Норвегию. С точки зрения норвежской нации Гамсун в борьбе не на жизнь, а на смерть выбрал неправильную позицию.

    После освобождения в 1945 году авторитет Гамсуна был существенно подорван. Он был подвергнут достаточно суровому психическому обследованию, и получил заключение психиатров - 'сильно ослабленные душевные способности'. В результате последовавшего судебного процесса, Гамсун был обязан выплатить государству разорительную для него компенсацию за моральную поддержку оккупационным властям. Положение было тяжелым. На что жить в будущем? В сложившейся ситуации ценность его самого важного актива, писательского права, была равна нулю.

    Как во время, так и после Второй мировой войны многие норвежцы, если б могли, наверно вернули бы Гамсуна в пучину неизвестности, из которой он когда-то выбрался. Но заставить Гамсуна замолчать было невозможно. Слишком сильна была в нем потребность к самовыражению и литературному творчеству. Талант его остался неповрежденным, что подтвердила книга 'По заросшим тропам' (1949). В своем последнем произведении он критикует то, как к нему отнеслись государственный прокурор и психиатры. Книга проникнута грустью и смирением. Прошлое и настоящее проходит перед всегда пишущим художником: 'Раз, два, три, четыре - вот так я сижу и пишу для себя самого. Ничто иное, как старая привычка. Из меня вытекают осторожные слова. Я словно кран, из которого капает вода - раз, два, три, четыре:'.

    Вряд ли можно переоценить влияние Гамсуна на европейскую и американскую литературу нашего столетия. Такие книги как 'Голод' и 'Мистерии' внесли революционный вклад, прежде всего в новое понимание человека. Впервые в художественной литературе изображается современный человек - одинокий и полный страха. Предшественник Фрейда и Юнга, Гамсун раскрывает свое понимание психологического лабиринта в обогащении нашего познания. Амбивалентная и сложная, временами неадекватная реакция человека подвергалась суду художественной литературы. И в то же время описание было таким виртуозным и стилистически отточенным, что язык стал предметом для подражания.

    Томас Манн утверждал в 1929 году, что никогда еще Нобелевская премия в области литературы не присуждалась более заслуженно; такие писатели как Франц Кафка, Бертольд Брехт и Генри Миллер выражали свое восхищение Гамсуном. Исаак Бешвис Сингер в предисловии к американскому изданию "'Голода" писал, что Гамсун: 'со своей субъективностью, своим импрессионизмом, своим использованием ретроспективы, своей лирикой является, в понимании каждого, отцом современной литературы (:) Вся современная художественная литература нашего столетия берет свои истоки у Гамсуна'.

    Какую оценку дают в Норвегии Гамсуну сегодня? К сожалению, нам придется констатировать, что его политические пристрастия до сих пор отбрасывают длинную компрометирующую тень как на его литературное творчество, так и на него как на человека. До сих пор многие норвежцы (хотя после окончания войны прошло уже более 40 лет) относятся к Гамсуну амбивалентно, испытывая любовь/ ненависть. Такое отношение объясняется обманутыми ожиданиями.

    'Официальная Норвегия' практически никак не отметила писателя. Норвежцы любят чествовать своих писателей, но Гамсун остается исключением. Нет ни одной большой улицы, площади или учреждения, названного его именем. Его портрет не украшает денежные купюры; не найдете вы его изображения и ни на одной почтовой марке.

    Несмотря на то, что Гамсун 'официально умер', он в то же время оставался живым, а его творчество - предметом литературных и культурных дискуссий. О нем постоянно пишут, говорят, думают. С 1982 года на Хамарёй четыре раза проходили так называемые 'дни Гамсуна'. Во время этих 'дней' была представлена и культурная жизнь данного региона; однако сам Гамсун всегда занимал центральное место. Во время мероприятия, прошедшего летом 1988 года, было образовано 'Общество Гамсуна'. Цель общества - способствовать большему пониманию, как самого писателя, так и его литературного творчества.

    Среди других событий, происходивших в 1988 году на 'гамсуновском фронте', можно назвать объемистую биографию писателя 'Энигма', выпущенную англичанином Робертом Фергусоном. 'The life of Knut Hamsun' - 'Жизнь Крута Гамсуна' (1987) была переведена на норвежский язык; начались съемки фильма по первой части трилогии 'Август' - 'Бродяги' (премьера фильма состоялась осенью 1989 года). И, наконец, вышла новая книга Гамсуна 'Фрагменты жизни'. Книга состояла из ранее неизвестных новелл Гамсуна, собранных по подшивкам газет и периодики.

    Что же найдет в Норвегии интересующийся Гамсуном турист, если он приедет сюда с целью, пройти по стопам писателя, посетив те места, где жил художник? В Гармо, где писатель родился, усилиями местных жителей был восстановлен дом писателя и открыт небольшой музей. Здесь можно также увидеть памятный камень 9-метровой высоты, с вырезанным рельефным изображением Гамсуна, выполненный скульптором Вильгельмом Расмуссеном. Памятник был открыт в 1960 году. На Хамарёй также есть частный музей, памятник писателю, воздвигнутый в 1961 году. Его создателем, - если возникнет сомнение в художественных достоинствах памятника, - был грек по имени Георг Темистоклес Малтесо. В свое время он создал по фотографии бюст и передал его в дар коммуне Хамарёй. Бюст молодого Гамсуна работы Туре Бьёрна Шёлсвика также можно найти на Кьеррингсёй. Памятник был открыт сыном писателя, художником Туре Гамсуном, во время проведения 'дней' Гамсуна в 1984 году.

    В Норхольме, в течение ряда лет организуются частные экскурсии для туристов. Ранее ими занимался сын Гамсуна Арил, умерший в 1988 году. Обсуждалась возможность передачи этого вида деятельности в ведение коммуны, но пока еще ничего не решено. В парке перед главным зданием можно любоваться другой работой Вильгельма Расмуссена: бюстом Гамсуна, созданным во время последней войны. В пьедестале замурованы останки писателя. Расмуссен ваял с живой модели. Гамсун просидел на столе в холодной мастерской целых три дня. Чтобы согреться, пил горячий шоколад. 'Он выглядел мужественно, хотя ужасно мерз', рассказывает Расмуссен. Потом Гамсун утверждал, что по бюсту видно, как он стучал зубами от холода.

    Сам Кнут Гамсун далеко не всегда был доволен своей славой. В молодые годы он мог изображать клоуна, чтобы привлечь необходимое внимание к своим произведениям. Но постепенно свет рампы стал его раздражать. В день рождения он бежал из дома туда, где никто не мог найти его, чтобы избежать проявлений внимания со стороны публики. Он терпеть не мог, когда на него глазели толпы людей. Так что в утешение тому, кто считает, что Гамсуна мало чествуют на родине, можно сказать, что ему самому вряд ли бы это понравилось.

    Издательство Йильдендал, выпуская в 1923-24 году историю литературы Кристиана Эльстерса, обратилось к Гамсуну с просьбой предоставить несколько фотографий места, где он родился. Тот ответил насмешливо, иронично: 'Недавно до меня из разных источников дошли сведения о том, что я родился в Ломе и Вого. Так оно, верно, и было, идет борьба:и т.п.' Но, добавляет он, 'если б были деньги, я бы, вероятно, удостоился еще одного памятника, может быть, памятника Рыцаря как в Ломе, так и в Вого'.

    В 'По заросшим тропам' Гамсун снова касается 'темы рыцарства'. Он отдавал себе отчет в том, какую потерял славу и честь; но утешал себя тем, что время будет немилосердно не только по отношению к нему: 'Время поглотит всех и все, - я потеряю часть своего имени в мире, образ, бюст. Вряд ли появится когда-нибудь памятник Рыцарю'.

    Для Кнута Гамсуна заканчивалось время служения словам.
            


    Статья с сайта Королевского посольства

     Copyright © nordnorsk@narod.ru 
  • Государство и власть
  • Дорога к Храму
  • Открытки
  • Астрология
  • Новости
  • Спорт