Главная
norge
новости сайта
история
культура
традиции
викинги
язык
словарик
разговорники
королевство
норвегия сегодня
саамы
Новости UDI
нью
фритьоф нансен
композиторы
тур хейердал
кнут гамсун
эдвард григ
ещё
писатели
художники
деньги
моя норвегия
территория
статистика
100 лет
bazar
скандинавия
шпицберген
нобелевская премия
линки
Новости
Персонал
Гостевая
Контактная информация
 
  • Моя Казань
  • Портал развлечений
  • Подпишись на рассылку НОРВЕГИЯ
    E-mail:
    Сервис почтовых рассылок Russisk-Norsk
    E-mail:
    norsk.narod.ru
    Rambler's Top100
    UKSUS DATA GRUPPEN
    Rambler's Top100
    Caplex.no
    Телевидение
    Радио
    Курсы английского языкаКурсы английского языка on-line
    MultiKulti.Ru
    MSKD.RU - DownloaD - Ссылки на бесплатный и полезный Софт. Архив бесплатных, разнообразных, прикольных Игр. Большая Коллекция красивых русско-английских шрифтов. Скины для Winamp и др. Обзор программ и игр для скачивания. Подборка прикольных картинок. Каталог сайтов...

    эдвард григ

     


    Эдвард Григ



    Эдвард Григ (1843-1907) - крупнейший композитор, которого когда-либо имела Норвегия. Сегодня мы можем только удивляться, как такое дарование могло развиваться в стране, не имевшей национальной свободы и продолжительных традиций в искусстве и музыке. Вплоть до 1814 года Норвегия находилась в подчинении у Дании; культурным центром был Копенгаген. С 1814 по 1905 год страна находилась в принудительном союзе со Швецией. В первой половине XIX века в Норвегии царила нищета; стране потребовалось довольно долгое время, чтобы утвердиться в ряду своих скандинавских собратьев. Но, может быть, именно в таких ситуациях отдельные таланты и получают силу для развития.

    ________________________________________________________________
    Харальд Херрестал


    Осенью 1858 года 158летний Эдвард Григ уехал учиться музыке в музыкальную Консерваторию Лейпцига. Он обучался у лучших педагогов Европы; а четыре года спустя, покинул Лейпциг, получив прекрасное образование как, музыкант и композитор. Вплоть до 1866 года Григ жил в Копенгагене, изредка выезжая. В Копенгагене Григ консультировался со знаменитым композитором Нильсом В.Гаде, который вдохновил Грига на написание симфонии. Произведение исполнялось много раз. Позже Григ не признавал эту музыку. 'Не исполнять', - было начертано на партитуре. Несколько лет назад симфония все же была исполнена и записана на грампластинку. Произведение молодого Грига выдержало испытание временем и дает нам более широкое представление о том, как происходило развитие Грига в искусстве и музыке.

    Симфония показывает, что Григ развил в себе значительные технические навыки; новые произведения легко выходили из-под его пера. Соната для фортепьяно и соната для скрипки фа-мажор 1865 года отличаются высоким уровнем.

    Стилистически Григ опирался на традиции немецкого романтизма. Постепенно в нем нарастало национальное сознание, он считал необходимым создать типично норвежский стиль в музыке. Дружба и дискуссии с другими молодыми норвежцами способствовали тому. В Копенгагене Григ встретился с Рикардом Нурдроком (1842-1866), композитором, написавшим музыку к национальному Гимну Норвегии. Как музыкант, Нурдрок не стал так известен как Григ, но имел свою точку зрения на то, как надо писать музыку на основе народной. В 1866 году Григ поселился в Кристиании (Осло). В то время он находился под определенным влиянием композитора Отто Винтер-Йельма (1837-1931). Винтер Йельм хорошо знал, как использовать элементы народной музыки при создании национальной музыки в более широком плане. Необходимо упомянуть и Людвига Матиаса Линдемана (1812-1887). Своим собранием норвежской народной музыки он немало способствовал дальнейшему развитию Грига. Позднее Григ отыскал народные мелодии непосредственно в народном быту. Запись народной музыки на бумаге может только в неполной степени воспроизвести то настроение и ту волшебную гармонию и ритмы, что музыканты - исполнители норвежской народной музыки извлекают из своих инструментов.

    В надежде прокормиться профессией музыканта, Григу пришлось много времени отдавать исполнительской и педагогической деятельности в столице Норвегии. Композиторскую работу приходилось откладывать на летний отпуск. В те годы Григу была свойственна значительная работоспособность. Благодаря Григу столица получила стабильный институт хора и оркестра. Благодаря деятельности в этом направлении Григ приобрел солидный опыт в искусстве инструментовки. Осенью 1868 года 25-летний Григ завершил свой первый шедевр - концерт для фортепьяно ля-минор. С годами концерт стал символом всего норвежского, он и сегодня входит в международный фортепьянный репертуар. Концерт ежемесячно исполняется в разных уголках земного шара. И во время каждого исполнения, как сам исполнитель, так и публика ближе знакомятся с Норвегией. Концерт, включает в себя и европейскую музыку. Но Григ смог гениальным образом слить воедино эту музыку с элементами норвежской народной музыки, национальной спецификой и собственными впечатлениями от природы Норвегии. Музыкальный стиль Грига смог передать особенности норвежского музыкального ударения.

    Уже во времена Грига существовало мнение о существовании совершенно особой связи между музыкой Грига, природой и окружающей его народной жизнью. Первый биограф композитора, Аймар Грёнволд, способствовал утверждению такого мнения для будущих поколений. В один из летних дней 1880-х гг. Грёнволд, проплывая на пароходе мимо Улленсванга в Хардангере, мог увидеть небольшую фигурку Грига, прогуливавшегося вдоль фьорда у Лофтхюса. Григ шел меж камней, поднимаясь по крутому склону небольшого холма туда, где построил скромную хижину композитора. Хижина стояла посреди великолепия Улленсванга. Внизу, под ней, глубокий темный фьорд, с другой стороны - сверкающие ледники Фолгефоннена. Сюда Григ приезжал каждое лето, а иногда и зимой, в поисках тишины и покоя, чтобы творить. Среди роскоши природы, в самом сердце Норвегии, в красивейших местах, которыми гордится страна, Григ установил свое фортепьяно и рабочий стол. Здесь он сидел, словно Орфей, 'играя' меж камней и диких зверей, пребывая средь крестьян, в самом сердце гор.

    В ушах раздавался звучный и быстрый голос хардинг-феле; перед глазами - восхитительная природа Хардангерфьорда. Грёнволд приходит к выводу, что между средой, в которой находился Григ и созданной им музыкой существует глубинная, неразрывная связь. Слушая его музыку в концертном зале или салоне, невозможно не почувствовать и не ощутить свежее дыхание голубых фьордов, блеск вершин, покрытых ледниками, отвесные скалы и жизнь природы на западе страны, где Григ родился и где с таким удовольствием путешествовал.

    Но такое романтическое представление о художнике, его окружении и искусстве - это все же только половина правды. Успех не пришел к Григу просто так. Жизнь была борьбой, со своими взлетами и падениями. В конце 1880-х гг. он прилагал максимум усилий, пытаясь прокормить себя и свою семью, будучи дирижером хора и оркестра, педагогом и исполнителем. Он завоевал признание за свой вклад в искусство, но потребовалось время, прежде чем композитора поняла публика и музыканты. Его гармония была непривычна и непонятна публике, пытающейся понять музыку Моцарта и Бетховена. В такой ситуации композитору недолго было и опуститься. За несколько лет до этого школа живописи во главе с Хансом Гуде столкнулась с той же проблемой, - проблемой непризнания. Каждое лето художники писали эскизы и делали зарисовки в норвежских горах. Осенью они возвращались в Дюссельдорф, завершать и продавать свои работы. Поэты Бьёрнстьерне Бьёрнсон и Генрик Ибсен вынуждены были поступать точно также; они регулярно ездили за новыми идеями и признанием в Германию, Италию и Францию. Со временем Григ избрал тот же метод работы. Он решил творить в своей собственной стране, но в то же время находился в зависимости от европейских музыкальных центров, где черпал свое вдохновение. Чтобы прожить на доходы своих творений, ему требовался больший музыкальный рынок, чем могла предложить Норвегия и Скандинавия в целом. Десять тетрадей лирических пьес, с их простой и интимной атмосферой, были напечатаны в издательстве Петера в Лейпциге. Их издание более чем что-либо другое, способствовало популярности Грига. На него был большой спрос в каждом европейском доме, где играли на фортепьяно. За свои произведения для фортепьяно композитор еще при жизни получил имя "'Шопен Северных стран'.

    Получив государственную стипендию, Григ в 1869 году уезжает в Италию. Встреча с Францем Листом и общение с кругом людей искусства в Риме вдохновили его и придали чувство уверенности в себе. Вдохновленный, он в 1870 году возвращается назад, в Кристианию. Здесь начинает сотрудничать с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном. Тот уже много лет ждал композитора, который смог бы дать жизнь и новое звучание его стихам и сценическим произведениям. Первым результатом такого сотрудничества явилось произведение 'Пред южной обителью' (1871) для сопрано, альта, женского хора и оркестра. Вдохновленный успехом, Бьёрнсон в том же году начинает мелодраму 'Берлиот'. Холодный реализм этого произведения сподвигнул Грига на более смелые интонации, чем прежде. Весной 1872 года Бьёрнсон и Григ представили плоды своего совместного проекта, сценическую драму 'Сигурд Юрсальфар'. Осознанный поиск национальных истоков и корней в северной истории привел к созданию 'Улава Трюгвасона'. Была задумка создать монументальную музыкальную драму, но Бьёрнсон так никогда и не написал продолжение первых трех сцен. Произведение осталось всего лишь фрагментом, но драматический талант Грига раскрылся по-новому, когда он, по просьбе Генрика Ибсена писал музыку к 'Перу Гюнту'. Задача для Грига нелегкая; но музыка к этому произведению считается главной работой 1870-х гг. Уже во времена Грига музыка к 'Перу Гюнту' совершала триумфальное шествие по всему миру; в немалой степени благодаря двум оркестровым сюитам могла быть сыграна в концертном зале.

    В 1874 году Григ получил зарплату художника. Теперь он мог оставить свою преподавательскую и дирижерскую работу. Григ переехал в свой родной город Берген. Казалось бы, теперь все способствовало творчеству. Однако последующие годы характеризуются как годы кризиса Грига как человека и художника. Период депрессии, борьба за выход из нее привели к созданию выдающихся серьезных и захватывающих произведений. Большая Баллада соль-минор для фортепьяно и струнный квартет соль-минор отражают душевный конфликт композитора и его борьбу за форму и содержание.

    С годами Григ стал работать медленнее. Каждое новое произведение появлялось на свет после долгой и трудной работы. К этому времени относятся 'Одинокий' для баритона, двух горнов и струнных инструментов и большинство песен Винье. Затем были написаны норвежские танцы для фортепьяно в четыре руки и знаменитая сюита 'Хольберг' для струнных инструментов. В 1880-1882 гг. Григ был дирижером музыкального общества 'Гармония' в Бергене; позднее он отказался от общественных поручений.

    В 1885 году Григ переселяется в свою новую виллу 'Троллхауген' под Бергеном. Здесь Нина и Эдвард Григ прожили всю оставшуюся жизнь.

    Последние двадцать лет жизни Григ посвятил созданию произведений и большой концертной деятельности в Европе. Последнее вряд ли пошло на пользу его слабому здоровью. Зато возрастала его известность как композитора. К последним годам относятся соната для скрипки до-минор и выразительные песни 'Хаугтюсса' на текст Арне Гарборга. Особняком стоит опус 72 Народных танцев для фортепьяно, смелая гармония которых была направлена в будущее. То же можно сказать и о последнем законченном шедевре 'Четыре псалма для смешанного хора по мотивам народных мелодий'. Обработка Григом народных мелодий в поздние годы доказывает, что композитор, как никто другой, глубоко чувствовал народную музыку и ее суть.

    Музыка Грига стала необычно популярной. На рубеже веков она была слышна повсюду - не только в больших и престижных концертных залах, но и в ресторанах, и кафе, по всему миру. Такой потрясающий успех у публики плохо соответствовал романтическому представлению о страдающем и борющемся художнике. Развлекательная музыка, свела, на нет многие открытия в области гармонии, что впоследствии было поставлено ему в упрек. Отмечая в 1957 году 50 лет со дня смерти Грига, утверждалось, что с каждым годом имя Грига все больше теряет свою значимость в области серьезной музыки. Но с тех пор маятник истории качнулся в другую сторону, в пользу Грига. Музыка романтического направления переживает свое второе рождение; то же происходит с музыкой Грига. Его произведения по-прежнему входят в концертные программы всего мира. Произведения, считавшиеся менее значимыми, нередко подвергались переоценке и возвышались новым поколением музыкантов.

    Многие музыковеды указывали на то, что поздние работы Грига оказали влияние на поиски французскими импрессионистами мира новых звуков. Мориц Равель, посетивший Осло в феврале 1826 года, сказал следующее: 'То поколение французских композиторов, к которым принадлежу и я, всегда привлекала его музыка. Наряду с Дебюсси я не могу назвать более близкого мне по духу композитора, чем Григ'.

    Бела Барток, пытавшийся, в ХХ веке обновить музыку, используя народные мелодии, получил новые идеи от фортепьянной обработки Грига мелодий норвежских народных танцев.

    Эдвард Григ стремился создать национальную музыку, что отразила бы специфику норвежского народа. В этом смысле он стал примером для других композиторов. Но величие произведений Грига состоит не только в этом. Он смог выразить мысли и чувства, понятные любому народу. Он создал музыку, что не знает границ. Теперь становится ясно, что Григ был фигурой более выдающейся, чем просто композитор национального масштаба.


    Автор статьи, Харальд Херрестал, является профессором Норвежской Высшей музыкальной школы в Осло.
    Статья с сайта Королевского Посольства
     Copyright © nordnorsk@narod.ru 
  • Виртуальный ЗАГС
  • Кулинарная книга
  • Психология
  • Чат
  • MP3
  • Лучшее в Интернете